Наше мышление, в отличие от речи, устроено не нарративно, а концептуально. И я попробую это проиллюстрировать на примере демонстрации одной идеи.
Настоящее мышление работает посредством выстраивания отношений между концептами — интеллектуальными объектами, понятиями, к которым мы смогли привязать свой личный опыт и встроить их в общую систему своих представлений.
Давайте для примера рассмотри три концепта
Первый называется «шкура на кону» из известной книги Нассима Талеба «Рискуя собственной шкурой». Идея в том, что принятие качественного решения должно подразумевать риск для того, кто это решение принимает.
Второй — «принцип Макнамары», назван так в честь министра обороны США времен войны во Вьетнаме. Роберт Макнамара предложил рассматривать эффективность боевых действий с точки зрения одного простого KPI — соотношение потерь сторон. Таким образом, можно считать, что США выиграли войну во Вьетнаме: 58 220 погибших и пропавших без вести американцев против, как минимум, одного миллиона вьетнамцев.
Третий — это пристрастие бизнес-образования к SMART-задачам и измеряемым метрикам, т.е. к анализу, где измеряемые факторы имеют больший вес.
Теперь давайте попробуем связать эти три концепта в опыте конкретного руководителя
Если вы собственник компании, то «шкура на кону» для вас не является абстракцией. Вас не особо интересует объяснение проигрыша — это в любом случае для вас катастрофа, поэтому и решение вы будете принимать с учетом не только численных показателей, но и во многом опираясь на свои ощущения, «чуйку» или интуицию. Т.е. на результаты своего внесознательного мышления.
Если же вы топ-менеджер, прошедший серьезную подготовку в бизнес-образовании, то, как правило, ваше решение будет основано не на интуитивном многофакторном анализе, а на таких параметрах, по которым вы можете нарративно объяснить и само решение в момент принятия, и свое оправдание в случае, если будущее покажет его неверность.
В современной нейрофизиологии за последние 20 лет произошли кардинальные открытия, проливающие свет на понимание того, как устроено наше «глубокое» мышление, что такое интуиция, каково эволюционное обоснование появления у людей такого мышления в следствии социальности. В частности — открытие в начале 2000-х сети пассивного режима работы мозга.
Можно себе представить, что каждый концепт, загруженный в нас, для нашего мозга является неким человеком из его стаи, и задача мозга — просчитать все возможные отношения этого человека-концепта с остальными концептами, которые уже в него загружены. С эволюционной точки зрения это было необходимо для выживания в стае, но со временем мы научились «заменять» людей на абстрактные интеллектуальные объекты в своем расчетном пространстве.
Здесь важно учесть, что такое мышление происходит фоново, т.е. тогда, когда вы не заняты срочной задачей коммуникации или потреблением информации. В этот момент активируются другие сети в мозге, которые являются антагонистами. Именно поэтому лучше всего мысли «довариваются», когда вы ничем не заняты: на прогулке, во время рутинного дела, не требующего пристального внимания.
Вывод
Хотите принимать качественные решения — сначала загрузите в себя задачу при помощи элементов-концептов, определяющих многофакторное пространство ситуации, в которой нужно принять решение. Например, «продукт», «команда», «маркетинг», «рыночная ситуация», «кассовый разрыв» и т.п. Эти концепты обязательно должны быть «срощены» с вашим опытом, чтобы вы могли ощущать их отношения не на формальном, а на фактическом уровне. После этого идите гулять или ложитесь спать — «утро вечера мудреней». Возможно, вы до конца не осознаете, как именно и почему в вас созрело то или иное решение, но именно оно будет гораздо качественней, чем следование линейным числовым параметрам.