Мне кажется, что уловить разницу между ними весьма существенно для понимания, что такое методология мышления и как она работает.
До недавнего времени два этих слова в русском языке считались синонимами, и только с появлением когнитивной лингвистики и началом активного употребления слова «концепт» стала вырисовываться разница.
На эту тему есть несколько интересных исследований, попробую предложить свою упрощенную трактовку.
Понятие — это то, что нам объяснили. Т.е. это какое-то внешнее знание. Оно может не иметь четкого определения и формироваться через некое облако ассоциаций или метафор. Чтобы оно «уложилось», оно должно связаться с уже «уложенными» в нас понятиями.
Концепт — это то, что мы «схватили» изнутри. Т.е. это некая номинация собственного опыта. Понятие может превратиться в концепт, если мы найдем его в своем опыте. Это вещь скорее ощущенческая, в отличие от семантической природы понятия.
И в этом состоит ключевая специфика обучения в Академии — мы формируем понятия и через упражнения привязываем их к своему опыту, таким образом превращая понятия в концепты.
Возьмем для примера общеупотребительное слово «долги». Это знак, за которым у каждого из нас уже есть некоторое содержание. На третьем занятии «Таблетки» нам предлагают методологическое понятие «долги», демонстрируя модель человеческих взаимоотношений и их проблематику через когнитивные искажение «эффект владения». На таком теоретическом уровне слово «долги» превратится в методологическое понятие «долги», но еще не станет концептом. Для его концептуализации нам нужно отловить это понятие в опыте и связать элементы теоретической модели со своими ощущениями в конкретной ситуации. Только так можно заставить мозг учитывать эту модель в реальном взаимодействии.
Теперь давайте возьмем что-нибудь посложнее, например, понятие «бесконечность».
Бесконе́чность — категория человеческого мышления, используемая для характеристики безграничных, беспредельных, неисчерпаемых предметов и явлений, для которых невозможно указание границ или количественной меры.
Все мы, хотя бы иногда, используем это слово. Все же понимают, что это значит? Вот простое определение: бесконечность — это что-то, что больше, чем любое наперед заданное число. Понятно? Ну вот оно и стало понятием. Но может ли «бесконечность» превратиться в концепт?
Давайте начнем утяжелять наше понятие. Немного погрузимся в матанализ и бесконечно малые, разберемся со сходимостью рядов и Канторову теорию множеств, а затем попробуем порешать некоторые задачи. Особенно на некие пограничные условия. Почему, например, ряд 1/2^N сходится, а ряд 1/N нет? Может ли одна бесконечность быть больше другой? Как понять парадокс бесконечно отеля?
Мне кажется, если при решении такой задачи у нас получается «прогрузить» ее в ДСМ, а это значит мы ее антропоморфируем (иначе она в ДСМ не попадет), то даже такую абстракцию можно ощутить в опыте и таким образом превратить ее из понятия в концепт.