При этом мы не стремимся описать все многообразие этих стилей или их эстетические характеристики — нам важно показать проявление мышления о мире в артефактах человеческой культуры. В этом смысле мы можем говорить о том, что ничто в культуре не отменяет предшествующих достижений, но представляет собой великую «одиссею духа», достижения которой и создают прогресс в мышлении и восприятии идеалов прекрасного и принципов природы.
В основе представлений о мире в античном мире лежит идея природы как прекрасного порядка. Собственно, природа — это и есть прекрасный порядок («фюзис» для греков — это и есть «космос»). Постичь такое мироустройство можно, выявив умопостигаемый принцип мироздания, который лежит в основе всей природы: это так называемой «правящее начало» («архэ»), которое разные философы природы определяли по-своему.
Звучит сложно; но давайте посмотрим на организацию греческого полиса, на то, как строятся античные храмы, на карту мира, составленную по описаниям Геродота и Павсания — и мы увидим, что в мире у всего есть свое место, он упорядочен и соразмерен. Таким образом мера оказывается важным принципом жизни и мысли античной культуры: от принципа построений колонн на портиках и до морального принципа «золотой середины» Аристотеля. Можно показать, что классическая практика воспитания, направленная на формирование добродетели в человеке («аретэ»), рифмуется в основе своей с представлениями о том, что все в природе имеет свои сущностные характеристики, а потому занимает подобающее самому себе место.
Спикер: Александр Львов - доктор философских наук, завкафедры Истории философии СПбГУ


