Однажды, медитируя в лодке посредине реки, дзенский монах Лин Чи так глубоко погрузился в процесс, что ему показалось, что он вот-вот обретет внутренний покой. В этот миг о борт его лодки что-то ударилось. В этих условиях это могла быть только другая лодка.
Лин Чи был взбешен и подумал: «Кто посмел нарушить мой покой!? Какой идиот не в состоянии справиться со своей лодкой на реке, где есть тысячи путей, чтобы проплыть мимо?». Открывая глаза, он был готов обрушить на этого человека весь свой гнев. Но оказалось, что кричать было не на кого. Это была пустая лодка, случайно отвязавшаяся от причала. Монаху ничего не оставалось, как закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу.
Так пустая лодка стала учителем Лин Чи. С тех пор, если кто-то начинал его злить, он говорил себе: «И эта лодка тоже пуста...».
Думаю, что каждый может вспомнить ситуации, в которых другие люди вызывали у нас раздражение или гнев. Например, когда мы всем своим видом демонстрировали окружающим, что чем-то заняты, что нас лучше не беспокоить. Но обязательно находился некто, кому это было невдомек, и кто бесцеремонно выдергивал нас из процесса. Скорее всего, это вызывало раздражение, сопровождающееся мыслями «Что за придурок? Неужели не видно, что я занят важным делом, и что именно сейчас меня не нужно трогать?».
Но можем ли мы в таких обстоятельствах, подобно монаху, просто сказать себе «Эта лодка тоже пуста…» и нейтрализовать нарастающее раздражение? Предположу, что нет. Скорее всего, мы даже не вспомним об этом. И причин тому несколько. Во-первых, разница между жизненными ситуациями и притчей в том, что в жизни у нас, как правило, всегда есть видимые причины нашего раздражения. Наш мозг автоматически усматривает причинно-следственные связи во всем. Монах же в своих мыслях приписал авторство причины именно человеку, который должен был управлять лодкой и, которого в реальности не оказалось. Обстоятельства столкнули его с опытом, наглядно показавшим, что причины эмоций находятся не во внешних объектах, а в нем самом. Во-вторых, благодаря сильным отрицательным эмоциям и абсурдности ситуации опыт прочно отпечатался в долговременной памяти монаха. Настолько прочно, что в будущем он стал автоматически вспоминаться в похожих ситуациях, уже на начальной стадии. Абсурдность же ситуации заключается в том, что монах большую часть своей жизни неустанно тренировал спокойствие ума, даже в момент столкновения лодок. Поэтому казалось, что никакие жизненные обстоятельства не способны так легко вывести его из состояния эмоционального равновесия. А тут какая-то лодка, да еще и пустая!
Но что если у нас нет такого яркого опыта, как у монаха? Есть ли в таком случае обходной путь к интуитивному знанию о том, что «эта лодка действительно пуста»? Предположу, что есть. И этот путь лежит через поэтапное изучение законов работы мозга.
Да, наша природа не позволяет нам легко и просто осознавать моменты появления эмоций, постфактум еще и смещая внимание на внешние причины. В этом и заключается главный секрет эволюционного фокуса – заставить нас смотреть в другую сторону. Но если понять саму механику возникновения эмоций, то наблюдать их станет проще. Просто мы будем знать, куда направлять свое внимание. Это позволит не только осознавать реальные причины эмоций, но и предвосхищать эмоциональные состояния до начала их появления, меняя тем самым привычный ход событий. И цель здесь не в том, чтобы стать свободными от эмоций, а в том, чтобы испытав или начав испытывать эмоциональное возбуждение, иметь больший выбор в отношении своих действий.
Для начала рассмотрим несколько экспериментальных примеров.
Представьте, что вам предложили игру по набрасыванию колец на стержень. Задача кажется легкой, но стержень удален настолько, что первые попытки результата не приносят. И вдруг, когда вам кажется, что именно в этом броске вы достигните успеха, ваш приятель неожиданно ловит на лету ваше кольцо. Как думаете, что бы вы почувствовали? Тамара Вульфовна Дембо, ученица Курта Левина, в своих опытах наглядно показала, что препятствие на пути к достижению цели вызывает сильные отрицательные эмоции. Эти эмоции направлены либо на человека, создающего эти препятствия, либо на предмет, мешающий достижению цели. В случае перехватывания кольца у испытуемого возникает сильный гнев, который обрушивается на экспериментатора. И это несмотря на то, что до этого испытуемый и так не выполнял задание. Чем больше у него уверенности, что он попадет, и чем более неожиданно возникает препятствие, тем больше и эмоциональная вспышка при перехватывании кольца. [1].
Так же просто вызвать и положительные эмоции. Достаточно создать условия для достижения цели. Например, в опытах Петра Яковлевича Гальперина испытуемого просили собрать фигуру из бумажных деталей по образцу. При этом среди множества деталей не хватало одной, что приводило к возникновению отрицательных эмоций. Когда к куче деталей экспериментатор незаметно добавлял необходимую, то испытуемый, обнаружив ее, проявлял бурную положительную эмоциональную реакцию по поводу своего «открытия» [1].
Что общего было в этих экспериментах? В обоих случаях у испытуемых были цели (потребности) и неожиданные обстоятельства, препятствующие или способствующие их достижению.
Но вернемся к нашему монаху из притчи о пустой темноте. Если верить Даниэлю Канеману, то в течение десятых долей секунды после появления странного слова в вашем мозге произошел характерный всплеск. В своей книге «Думай медленно… решай быстро» Канеман приводит результаты подобных экспериментов. В них таким же всплеском мозговой активности сопровождалось прослушивание фразы «Каждый год Земля обращается вокруг неприятностей», или когда мужской голос произносил «Меня тошнит по утрам, наверное, я в положении» [2]. Эти примеры наглядно показывают, что наш мозг постоянно отслеживает происходящие вокруг него события. И не просто отслеживает, но и имеет на их счет свои прогнозы и ожидания. Он почти мгновенно реагирует, если эти ожидания не соответствует тому, что происходит в реальности. Например, у нашего мозга уже был в памяти набор фактов из притчи. Он знал, что в притче был монах и пустая лодка. Поэтому, когда вы читали «Но вернемся к нашему монаху из притчи о пустой…» мозг ожидал услышать слово «лодке», как бы предвосхищая заранее его появление, но никак не слово «темноте».
Что бы мы ни делали, у нашего мозга всегда имеется образ будущего, его прогноз. Таков принцип его работы. Когда мы ловим брошенный кем-то мяч, то протягиваем руки не к видимому мячу, а к тому месту, где окажется мяч в тот момент, тогда его можно будет поймать. Когда мы слушаем чью-то речь, то мысль наша практически всегда опережает текущий момент, стараясь предугадать следующие слова нашего визави [3].
В повседневной жизни ситуации рассогласования наших прогнозов (ожиданий) с реальностью происходят на каждом шагу. Но в большинстве случаев, пока ситуация разворачивается, мозгу хватает времени, чтобы скорректировать свои ожидания, он успевает адаптироваться. В таком случае эмоции либо не появляются вовсе, либо настолько малы, что остаются незамеченными для сознательного восприятия.
Сильные же эмоции возникают именно в момент актуализированной потребности, когда ожидания сталкиваются с реальностью, не успев подстроиться под ситуацию. Такие моменты часто возникают во время спешки, стрессовых ситуаций или при слепоте невнимания, когда мы погружены в какие-то процессы. Когда мы говорим о слепоте невнимания, то в первую очередь на ум приходит эксперимент Даниэля Саймонса и Кристофера Чаприса с невидимой гориллой. А теперь представьте свою реакцию, когда та самая невидимая горилла из эксперимента оказывается не просто незамеченной вами на экране монитора, а неожиданно возникает перед вами буквально из воздуха.
Во всех предыдущих случаях эмоции возникали в ситуациях рассогласования прогноза с тем, что происходило в реальности. Однако на собственном опыте нам известно, что эмоции возникают и до столкновения ожиданий с реальностью, еще на этапе формирования этих самых ожиданий. Этот немаловажный факт экспериментально подтвердил, обосновал и учел в своей информационной теории эмоций Павел Васильевич Симонов. Он сформулировал свою идею так: эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе индивидуального опыта [4].
И действительно, когда мозгом осознается та или иная потребность, то одновременно он начинает продумывать и возможности ее удовлетворения. В соответствии с теорией П.В. Симонова, если информация о ресурсах, которыми мы располагаем, превосходит информацию о ресурсах необходимых для удовлетворения потребности, то это вызовет положительную эмоцию. Другими словами, любое повышение вероятности удовлетворения потребности, прогностически рассчитанное нашим мозгом, приводит к положительным эмоциям. Соответственно, снижение вероятности удовлетворения потребности приведет к появлению отрицательных эмоций.
Представьте, например, что вы давно ждете повышение в должности. Кроме вас, как вам кажется, в вашей компании лучшего кандидата на эту должность нет. Но вдруг до вас доходят непроверенные слухи, что ваше руководство планирует разместить вакансию для специалиста со схожими компетенциями. Эта информация снижает вероятность удовлетворения вашей потребности от первоначального прогноза. Скорее всего, первая реакция мозга на нее будет отрицательной. А если вы узнаете, что ваш коллега планирует переезд в другой город? Если это увеличивает вероятность вашего карьерного роста, то мозг, скорее всего, отзовется на это положительной эмоцией.
По такому же принципу мозг реагирует на всю воспринимаемую нами информацию, в т.ч. из интернет-пространства. Он рассматривает ее через призму своих потребностей, оценивая вероятность их удовлетворения, сравнивая личные возможности с внешними обстоятельствами. В большинстве случаев эти процессы протекают на неосознаваемом уровне. И лишь иногда возникающие состояния побуждают нас к сознательному анализу ситуаций.
Но отрицательные реакции мозга на информацию это еще полбеды. Не имея достоверной информации о факторах, повлиявших на наше состояние, мы можем легко приписать авторство совершенно другой причине, показавшейся нашему сознанию логичной. Эксперименты Роджера Сперри и Майкла Газзаниги на пациентах с расщепленным мозгом наглядно демонстрируют тенденцию нашего мозга цепляться за любые видимые причины, когда требуется найти объяснения своим действиям или состояниям [5]. В одном из экспериментов правому полушарию пациентки показали фотографию обнаженной женщины. Это вызвало у нее смешливую эмоциональную реакцию. На вопрос, что видела пациентка, она ответила, что ничего. Это естественно, так как ее левое речевое полушарие было не в курсе. Однако на вопрос, чем была вызвана такая реакция, левое полушарие без промедления сослалось на забавное оборудование в лаборатории. В ход пошло первое же логичное, с точки зрения левого полушария, объяснение.
Итак, обобщая предыдущую информацию, можно выделить два варианта возникновения эмоций: 1) Во время действия: потребность + рассогласование прогноза с реальностью; 2) До совершения действия: потребность + изменение вероятности ее удовлетворения.
В свое время советский психолог Борис Федорович Ломов очень точно заметил, что обычного языка зачастую недостаточно, чтобы экономно и четко выразить всю сложность некоторых научных идей. И в этом смысле, отличительной чертой теории эмоций П.В. Симонова является ее символьное выражение в виде формулы. Эта формула не является эмпирической и представляет структурную модель в краткой форме. Мнемоническое средство, так сказать, удобный для памяти код. Естественно, что она не отражает многих обстоятельств, от которых также зависит эмоция, например, индивидуальных особенностей человека, фактора времени, в течение которого развивается эмоциональная реакция, или качества самой потребности. Но она отражает главное – сам механизм возникновения эмоций. И в этом смысле эта формула может стать эффективным инструментом для анализа эмоциональных состояний. Вот как компактно и информативно будут выглядеть два наших варианта возникновения эмоций, выраженных через формулу:
Настало время вернуться к нашей притче. Если выразить суть случившегося с ее героем через формулу эмоций, то выглядеть это будет так:
Согласитесь, просто? Но это потому, что теперь нам намного больше известно об эмоциональной механике работы мозга. Что мы увидим, если посмотрим через это на ситуации, в которых другие люди являлись причиной наших эмоций? А увидим мы, что монах был прав – «Эта лодка действительно пуста…». Будем надеяться, что теперь и мы, если заметим, что кто-то начинает нас злить, будем чаще об этом вспоминать.
Список литературы
1. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / АН СССР, Ин-т Философии. – М.: Наука, 1971. – 223 с.
2. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. – М.: АСТ, 2013. – 625 с.
3. Фейгенберг И.М. Видеть – предвидеть – действовать. – М.: Знание, 1986. – 158 с.
4. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
5. Газзанига М. Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии. – М.: АСТ, 2017. – 368 с.